Алгоритм действий по предотвращению суицидального поведения
Презентация по профилактике суицидального поведения
Распознавание рисков суицидального поведения несовершеннолетних
Существуют различные признаки и ключи, указывающие на опасность суицидального поведения несовершеннолетних. Наиболее распространенными признаками суицидального поведения являются:
- Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Скажем больше, в подростковом возрасте это желание является естественным. Подростки начинают задумываться о смыслах жизни, выстраивать свой мир, свое пространство и ограничивают доступ в него близких родственников. Например, на двери комнаты подростка может появиться табличка «Не входить, охраняемая территория». При этом мы должны помнить (рассказать родителям), если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то «невыносимой» ситуации.
- Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние у подростков может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, информационной перегрузкой, влюбленностью, школьными или семейными неурядицами и т.п. Но когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.
- Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго могут не замечать перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.
- Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от агрессивного подростка. Обратите внимание на детей и подростков, у которых в последнее время повысилась агрессивность, были нехарактерные для них вспышки гнева, ярости.
- Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно бывают связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Наличие подобной проблемы педагог-психолог может прояснить у родителей.
- Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. У подростков происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Это проявляется либо через раздачу вещей (дисков с играми, музыкой, любимой одежды или коллекции постеров и др.), или через игнорирование этих ценностей (ходит только в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушает любимые музыкальные диски, не смотрит любимые передачи и т.п.) Как показывает опыт, это — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.
- Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
- Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. В этом вам помогут педагоги и родители. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ученик неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве или психологической травме, а подросток стремиться скрыть свои переживания под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.
- Угроза. Если подросток открыто высказывает намерение уйти их жизни - это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях со стороны педагога-психолога недопустимо невнимание и агрессивность к суициденту. Подобные реакции только подтолкнут его к исполнению угрозы. Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, не отпускать из своего кабинета, пока не будет оценена степень риска (затем действовать в соответствии со схемой сопровождения в рамках каждой степени риска), проинформировать родителей, в случае необходимости проконсультироваться у специалистов-медиков (по телефону).
- Активная предварительная подготовка. Она реализуется через активные действия: собирание информации об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства) через анализ специфической литературы или Интернет, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни и т.п.
Факторы повышенного суицидального риска можно разделить на экстра - и интроперсональные.
К экстраперсональным факторам суицидального риска следует отнести:
- психозы и пограничные психические расстройства;
- суицидальные высказывания, повторные суицидальные действия, постсуицид;
- подростковый возраст;
- экстремальные, особенно так называемые маргинальные условия жизнедеятельности;
- утрату статуса;
- конфликтную психотравмирующую ситуацию;
- пьянство, употребление наркотиков.
Среди интроперсональных факторов суицидального риска можно выделить:
- особенности характера;
- сниженную толерантность к эмоциональным нагрузкам и фрустрирующим факторам;
- неполноценность коммуникативных систем;
- неадекватную (завышенная, заниженная или неустойчивая) самооценку;
- отсутствие или утрату целевых установок или ценностей, лежащих в основе жизни и т.д.
На что обращать внимание во внешнем виде и поведении:
- Тоскливое выражение лица.
- Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.
- Гипомимия (повышенная, часто неестественная активность мимики лица).
- Амимия (отсутствие мимических реакций).
- Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов, отсутствие ответов.
- Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.
- Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване).
- Двигательное возбуждение.
- Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
- Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость.
- Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.
- Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, чувство «бесчувствия».
- Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная).
- Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.
- Тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.
- Оценка собственной жизни, пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание о неприятных событий прошлого.
- Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.
- Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими
- Расширение зрачков, сухость во рту (“симптомы сухого языка”), тахикардия, повышенное АД, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, ощущение комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, то же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе), запоры, нарушение менструального цикла (задержка).
Словесные ключи (что проговаривает ребенок):
- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончиться!».
- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
- Уверения в беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случиться, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
- Прощания.
- Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство, это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).
- Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).
- Существуют факторы, определяющие реальный суицидальный риск: суицидальные и антисуицидальные.
Основными «инструментами» педагогов и специалистов СППС для оценки суицидального риска является беседа с подростком, наблюдение за ним, информация, полученная от сверстников (друзей, родственников, учителей предметников), данные медицинской документации.
Что могут увидеть родители: в первую очередь изменения настроения, питания, изменения сна, изменение в отношении своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.) и т.п.
Что могут увидеть педагоги: изменение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (притом, что раннее было другое), частые прогулы (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах предметных тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смыслов в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п.
Что могут увидеть сверстники: самоизоляцию, резкие перепады настроения (несвойственные раннее), повышенную агрессивность, аутоагрессию (в том числе словесные ключи), изменения внешнего вида, интерес к теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов и т.п.
Кроме названных, источниками информации могут стать дневники подростка, его сочинения (волнующие темы), стихи, страницы в Интернете и др.
Причины и профилактика суицидального поведения
у детей и подростков
В процессе социализации детей и подростков возможны трудности и неудачи. Проявлением проблем в социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение – различные формы негативного поведения, отступление от принципов, норм морали и права.
Суицид – это одна из форм девиантного поведения, при котором индивидом совершается умышленное самоповреждение, завершающееся летальным исходом.
Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильных душевных переживаний и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто имеют проблемы с психическим здоровьем.
Суицидальное поведение помимо суицидов, включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.
К покушениям относятся все суицидальные акты, но незавершающиеся летально по причине независящей от суицидента (обрыв веревки, реанимация). Суицидальными попытками считают демонстративно–установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытки акта. К суицидальныи проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся однако какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.
С точки зрения исследователей суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным.
С середины 80-х годов стали выделять понятия: пресуицид и постсуицид. Пресуицид – это состояние повышенной по отношению к норме вероятности совершения суицидального акта.
В литературе часто встречаются термины «аутотравматизм» и «аутоагрессивный акт», т.е. саморазрушительное поведение. К саморазрушительному поведению наряду с суицидальным относят злоупотребление алкоголем, наркотиками, сильнодействующими медикаментозными средствами, а также курение, намеренную рабочую перегрузку, упорное нежелание лечиться, рискованную езду на автотранспортных средствах, в том числе в нетрезвом состоянии, религиозные обряды с самоистязаниями и жертвами, жестокую эксплуатацию, а также осознанные агрессивные действия.
По данным ВОЗ в мире ежегодно кончают жизнь самоубийством более 500 тыс. человек. Число же суицидальных действий в 10 раз больше. Республика Беларусь относится к странам с относительно высокими показателями суицидов.
По мнению ряда авторов, суицидальное поведение в детском возрасте очень редко связано с психическими заболеваниями, чаще всего это – ситуационно-личностные реакции противостояния или противопоставления (оппозиции). У подростков роль психических расстройств (депрессивных состояний) в происхождении суицидов резко возрастает.
Стоит отметить популярность в подростковых сообществах в последнее время так называемых самопорезов, демонстрационных нанесений легких ран лезвием или остро заточенным предметом. Несмотря на то, что болшинсво таких подростков отрицают суицидальные установки, проведенные в Российской Федерации исследования установили, что из всех обследованных несовершеннолетних в 4% случаев имели место мысли суицидального содержания, в 30% – самопорезы совершались в результате ссор со сверстниками, 20% – как обряд братания кровью, 20% – как демонстрация перед сверстниками. При последующем стационарном обследовании 15% из них признаны психически здоровыми, у остальных отмечались различные аномалии развития личности: психический инфантилизм, пограничная умственная отсталость, а в 50% случаев – акцентуация характера.
Примерно у половины подростков суицидальные действия совершаются на фоне острой аффективной реакции, которая развивается по механизму «короткого замыкания», когда малозначительный повод играет роль «последней капли» и провоцирует суицидальное действие. При этом действия подростка нередко внешне кажутся демонстративными. Они совершаются на глазах у обидчика, сопровождаются плачем, или, наоборот, бравадой спокойствия. Однако такие действия часто могут закончиться весьма трагично.
На условность границ между суицидами, покушениями и суицидальными попытками у подростков указывает то, что большинство суицидальных действий в подростковом возрасте, будучи микросоциально обусловленными (отношения к семье, школе) направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. Поэтому в подростковом возрасте чаще всего речь идет не о покушении на самоубийство, а лишь о применении «суицидальной техники» для достижения той или иной первичной (несуицидальной) цели. Иногда это определяется стремлением к временному «выключению» из ситуации. При этом, несмотря на отсутствие суицидальных намерений, потенциальная опасность таких действий достаточно высока и часто заканчивается летальным исходом.
Суицидальное поведение часто сопровождается пьянством, эпизодическим употреблением наркотиков, сильнодействующих психотропных средств, правонарушениями, склонностью к побегам из дома и бродяжничеством, а в ряде случаев – сексуальными девиациями.
В настоящее время единой теории, объясняющей причину суицидов, нет. Выделяются три основные концепции:
– психопатологическая;
– психологическая;
– социальная.
Психопатологическая концепция исходит из того, что все самоубийцы – душевнобольные люди, а суицидальные действия – проявления острых или хронических психических расстройств. В настоящее время эта концепция представляет больше исторический интерес.
Психологическая концепция отражает крайнюю точку зрения, согласно которой в формирование суицидальных тенденций личности ведущее место занимает психологический фактор. Большинство отечественных ученых не считают психологическую концепцию ведущей и рассматривают ее в совокупности с социальными и биологическими факторами.
Для значительного числа подростков характерны импульсивность, неспособность продолжительное время обдумывать принятые решения, предусмотреть последствия поступка и смоделировать свое поведение таким образом, чтобы не пострадали самолюбие и собственные интересы. Эмоционально неустойчивые подростки склонны к завершению конфликтных ситуаций суицидальными действиями. Эти подростки из-за незначительных психотравмирующих ситуаций, житейских трудностей могут входить в состояние растерянности с элементами тревоги, вегетативными проявлениями. Мировые исследования показали, что большинство подростков, совершивших суицид, отличались повышенной внушаемостью, выраженной способностью к сопереживанию и сочувствию и переносу встречающихся в литературе и кино коллизий на собственное поведение, быстром вживании в образ, возможности испытать в несуществующих ситуациях истинное эмоциональное потрясение, а также некоторой несамостоятельностью мышления, зависимостью от мнения окружающих, стремлением строить свое поведение по образу и подобию героев книг и кинофильмов или погибших родственников. Указанные особенности личности подростков создают своеобразную суицидальную настроенность в подростковом возрасте.
В подростковом возрасте импульсивность, эмоциональная неустойчивость, внушаемость, рефлексия обостряют чувство самоанализа, повышают интерес к проблемам жизни и смерти. Молодые люди склонные к «переоценке ценностей», мучительно ищут свое место в обществе, ищут «смысл жизни».
Бескомпромиссность, эгоцентричность, отсутствие жизненного опыта, в свою очередь, усиливают реакцию протеста, усугубляют конфликт между несформировавшимся «я» и обществом.
Мышление суицидентов соответствует формальной логике и выраженным влиянием на интеллект аффективной сферы. Недостаточно развитое воображение затрудняет возможность прогнозировать последствия своих действий, снижает психологические защитные механизмы и делает суицидальную попытку более вероятной.
Социальная концепция предполагает, что суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях значимого для нее микросоциального конфликта. Исходя из этого, выделяются суицидоопасные ситуационные реакции, специфические для подросткового возраста: реакция депривации, эксплозивная реакция и реакция самоустранения.
Реакция депривации чаще наблюдается у подростков 12-16 лет. Проявляется угнетением эмоциональной активности, потерей интереса к прежним увлечениям и занятиям, погружением в негативно окрашенные переживания (страх наказания за проступки, плохую успеваемость и т.д.). Чаще встречается в семьях с авторитарными воспитательными установками. Суицидальное поведение характеризуется стойкими намерениями умереть, которые быстро исчезают при разрешении конфликтной ситуации.
Эксплозивная реакция чаще встречается у несовершеннолетних 16-18 лет и проявляется в форме враждебности к окружающим, особенно к участникам конфликта, сочетается с другими формами девиантного поведения (пьянством, правонарушениями). Часто формируется у подростков с завышенными претензиями. Суицидальные действия обычно диктуются стремлением отомстить обидчикам, настоять на своем, доказать свою правоту. Суициды совершаются на высоте аффекта, в апогее конфликта, часто на глазах у обидчиков. В постсуицидальном периоде возможны повторные попытки, особенно если подростку удалось с их помощью изменить ситуацию в свою пользу.
Реакция самоустранения наблюдается чаще у подростков с чертами социальной и психической незрелости (хронические соматические заболевания, невысокий интеллект, признаки социально-педагогической запущенности). Нередко возникает при резкой смене жизненного стереотипа и характеризуется стремлением уйти от возникающих трудностей. При этом подросток впадает в отчаяние при малейшей неудаче или конфликте. Такие подростки внушаемы, несамостоятельны, часто попадают под влияние сверстников, ведущих асоциальный образ жизни. Суицидальное поведение расценивается ими обычно как выход из создавшейся конфликтной ситуации. Имитации суицидов встречаются редко, однако при неудавшемся суициде такие подростки активно просят о помощи, бояться умереть, стыдятся своего поведения.
Выделенные типы суицидальных реакций следует соотносить с широко известными в литературе ситуационно-личностными реакциями у детей и подростков: оппозиции, отказа, имитации, эмансипации, реакциями, обусловленными сексуальным влечением и формированием самосознания.
Суицидальные действия, если ни совершаются не в состоянии психоза, являются действиями умышленными, и поэтому должны иметь свои мотивы, причины, условия и поводы.
Суицидальное поведение вызвано, как правило, не одним, а несколькими одновременно действующими и взаимодействующими мотивами, образующими развернутую систему мотивации действий и поступков человека.
Мотивы могут быть осознанными, высшими (интересы, убеждения, стремления, страсти, идеалы), и неосознанными, низшими (установки, влечения и т.п.).
Анализ современной научной литературы позволяет классифицировать причины суицида:
1. Лично-семейные конфликты, в том числе семейные конфликты, развод, болезнь, смерть близких; одиночество, неудачная любовь, оскорбления со стороны окружающих, половая несостоятельность.
2. Состояние здоровья, в том числе психические заболевания; уродства.
3. Конфликты, связанные с асоциальным поведением суицидента, в том числе опасение уголовной ответственности, боязнь иного наказания или позора.
4. Материально–бытовые трудности.
5. Конфликты, связанные с учебой, в том числе конфликты со сверстниками, преподавателями, неуспехи в учебе.
6. Другие мотивы.
Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея достаточного жизненного опыта, не в состоянии правильно определить цель своей жизни и наметить пути по ее достижению. Нередко, при анализе суицидов путают понятия: причина, условия и повод.
Причина суицидального поведения – понятие глубокое и сложное. Это все то, что вызывает и обусловливает суицид. От причины следует отличать условия и повод. Под условиями понимают такой комплекс явлений, который хотя и не порождает конкретные следствия, но выступает необходимой предпосылкой их становления и развития. Нет причин и следствий без определенных условий. Условия существенно влияют не только на действия причин, но и на характер следствий. Одни и те же причины в неодинаковых условиях приводят к различным следствиям. Анализируя причины суицидов, приходится повсеместно встречаться с зависимостью их от условий.
Повод в отличие от причины – это событие, которое выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ поводов самоубийств не выявляет их причин.
К числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относятся: 1) потеря любимого человека; 2) состояние переутомления; 3) уязвленное чувство собственного достоинства; 4) разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, психотропных препаратов или наркотиков; 5) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; 6) различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.
Суицидальные попытки и намерения (по типу истерических реакций) могут возникать у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование близкими их мнения, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем. Суициды и покушения, обусловленные психическими расстройствами (аффективно-шоковые и депрессивные реакции) чаще возникают в результате незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и любви, исключения по разным причинам из учебного заведения, измены.
Предупреждению суицидоопасного поведения в учреждении образования может содействовать следующее.
1. Реализация комплекса мер по повышению степени доверия учащихся к педагогическим работникам и специалистам социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС). Организация возможности каждому ребенку, попавшему в трудные жизненные ситуации, высказать свои проблемы специалистам, в том числе сотрудникам СППС. При этом важно сформировать у учащихся представление о наличии в учреждении образования таких людей, к которым можно обратиться за помощью, и этими специалистами будет соблюден фактор анонимности.
2. Организация и проведение занятий «Если тебе тяжело – НАПИШИ ПИСЬМО!». Зачастую при переживании несовершеннолетним кризисных ситуаций ему крайне сложно пойти на персональный контакт и высказать свои переживания в полном объеме. Поэтому представляется крайне важным обучение детей навыкам изложения своих проблем на бумаге в письменном виде.
Все огорчения и переживания можно письменно описать. При этом изначально не важно указывать адресата данного письма. Его не обязательно отправлять, но важно хранить, а спустя некоторое время его можно перечитать, проанализировать и сделать выводы, с ним можно подойти к специалисту СППС. В определенный момент каждый ребенок может опустить такое письмо в специально отведенное в учреждении образования место («Ящик доверия», «Мне нужна помощь», «SOS!» и др.). Рекомендуется в каждом учреждении разработать систему получения проблемных писем от учащихся и определить ответственным за ведение данной работы сотрудника СППС. При этом у учащихся необходимо формировать представление, что содержание данного письма остается конфиденциальным, а его автору будет предложено обсудить с компетентным специалистом пути выхода из сложившихся обстоятельств.
3. Расширение участия обучающихся в благотворительной, волонтерской деятельности (волонтерские отряды для помощи ветеранам, пожилым людям, инвалидам, работа в сиротских учреждениях, домах ребенка, домах-интернатах, проведение благотворительных акций, концертов и других мероприятий). Оказание помощи другим людям, проявление милосердия и сострадания может оказать помощь в выходе и преодолении пассивно-упаднического и деструктивного настроения.
Учитывая актуальность профилактики суицида, встает вопрос раннего выявления суицидента. Вместе с тем, точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются признаки замышляемого суицида. К таким относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера. Также к ним могут быть отнесены: наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей, максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, дуалистичное миропредставление.
Вместе с тем, к внешним обстоятельствам суицидального поведения подростка можно отнести следующие.
Неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей; беспризорность подростка, отсутствие значимого взрослого, неблагоприятное положение подростка в семье (отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка), отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе; серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми.
Роль педагога в работе с суицидальными детьми – помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика.
Помощь педагога в раннем выявлении таких детей может выразиться в том, что при наличии внешних признаков проблемного состояния, он должен обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на такого подростка. Необходимо провести разъяснительную беседу с родителями такого подростка о необходимости незамедлительного обращения к психологу, психотерапевту, психиатру.
Меры профилактики суицидального поведения могут быть первичные и вторичные.
Первичная профилактика включает в себя три основных направления: совершенствование социальной жизни подростков и молодежи, устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения, воспитание позитивно-ориентированной личности.
Целесообразно пропагандировать работу телефонов доверия, куда учащийся может позвонить в кризисных ситуациях, расширять формы доверительного общения со специалистами.
Вторичная профилактика включает в себя: определение факторов риска и выделение групп профилактического учета по разным формам девиантного поведения (особенно с суицидальными проявлениями), а также раннее выявление лиц, склонных к суицидам (покончили собой близкие родственники, аффективные реакции, суицидальные высказывания).
К повышенному суицидальному риску также могут быть отнесены: психозы и пограничные психические расстройства, суицидальные действия, конфликт с преподавателями, учащимися, сверстниками, употребление алкоголя, наркотиков, иных психоактивных веществ. Также к ним можно отнести особенности характера, снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам, неполноценность коммуникативных контактных систем, неадекватную личностную самооценку, утрату целевых установок лежащих в основе ценности жизни.
Кроме того, при определении факторов суицидального риска необходимо учитывать и факторы, которые удерживают человека от суицидального поведения. К ним относятся: выраженная эмоциональная привязанность к близким, родственные обязанности, чувство долга, дружеские привязанности, понятие чести, зависимость от общественного мнения (особенно от мнения товарищей), представление о трусости и позорности суицида, наличие планов, определяющих цель в жизни.